Louise Bourgeois – 'I Transform Hate Into Love' По признанию Луиз Буржуа, все ее творчество — это всего лишь попытка справиться с эмоциями и достичь ментального здоровья. «Мои эмоции несоразмерны моим габаритам, — говорила миниатюрная художница. — Не сами эмоции, а их сила — она просто непереносима для меня. Поэтому я отдаю их энергию скульптурам». На протяжении семи десятилетий Луиз занималась самопсихоанализом, а искусствоведы анализировали ее опыты над собственной душой, воплощенные в мощные, захватывающие воображение пластические формулы. Детство Луиз Буржуа прошло во французской провинции, в Обюссоне, где ее семье принадлежала мастерская по реставрации старинных шпалер. При внешнем благополучии отношения между родителями не были идеальными: отец практически в открытую изменял матери с английской гувернанткой их детей. Эта банальная ситуация стала для маленькой Луизы настоящей драмой, которую она переживает всю жизнь и переосмысливает в творчестве. Она считала отца предателем, а после смерти матери даже пыталась покончить с собой. Она до сих пор вспоминает, как однажды отец за столом почистил мандарин, сделал из него маленькую нелепую фигурку и, смеясь, показывал всем со словами: «Это Луиз». В 1932 году Луиз поступила в Сорбонну, изучала философию, математику и геометрию. В этом же году посетила Советский Союз. С 1936 года начала заниматься в парижских художественных школах и студиях, включая знаменитую Ecole des Beaux-Arts и Академию de la Grande-Chaumiere. Начинающая художница посещала мастерскую великого скульптора Константина Бранкузи, в то время культовой фигуры парижского авангарда; брала уроки у прославленного кубиста Фернана Леже, оценившего одаренность Буржуа и побудившего ее заняться скульптурой. В 1938 году она вышла замуж за выпускника Гарварда, американского искусствоведа Роберта Голдуотера и переехала в Нью-Йорк, где он стал первым директором Музея первобытного искусства. Вплоть до самой смерти мужа в 1974 году длился образцово-показательный союз двух творческих и любящих друг друга людей, отдающих силы и время искусству и воспитанию троих сыновей. Л. Буржуа — пример художника, «возлюбившего свой симптом», мифологизировавшего факты собственного детства, свои навязчивые идеи и кошмары. Никаких реальных потрясений во взрослой жизни Луиз не произошло, но она продолжала пестовать психологическую травму, мучившую ее с детских лет. В 40-х годах Буржуа сконцентрировала свое внимание на скульптуре, в которой она в настоящее время признана одним из ведущих мастеров ХХ столетия. Ее первые пластические опыты несут в себе формальное воздействие архаической древнегреческой, африканской, древнеамериканской скульптуры. В этих работах отчетливо прослеживается влияние крупнейших скульпторов прошлого века Константина Бранкузи, Генри Мура, Альберто Джакометти, также опиравшихся на архаическую пластику. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева. Одна из самых известных ее работ «Слепой, ведущий слепого» (1947). Это прямая перекличка с шедевром Питера Брейгеля-старшего «Притча о слепых». В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, а после поездок в Италию — мрамор. Первые скульптуры Буржуа были выставлены в 1949 году в галерее Перидо в Нью-Йорке. Л. Буржуа принадлежит к числу художников-постсюрреалистов, заявивших о себе главным образом в 30-40-е годы, уже после того, как сюрреалистическое движение во Франции пришло в упадок. Художники этого круга никогда не образовывали сплоченных групп, не были склонны к декларативным заявлениям, широковещательным программам и манифестам. В то же время среди них можно выделить группу, объединенную не только романтическим интересом к «темной стороне» психической и интеллектуальной жизни, но и к телу как манифестации этой «темной стороны». По-этому сексуальность для Буржуа связана с травмой и мучительным поиском своей идентичности, своей роли в межполовых отношениях. В 1968 году Луиз Буржуа сделала две скульптуры, одновременно ироничные и шокирующие: «Fillette» («Девочка») и «Janus Fleuri» («Цветущий Янус»). "Девочка" представляет собой раскачивающийся на крюке мясника гигантский фаллос, сделанный из латекса. Эта скульптура — прежде всего, критический взгляд на иконографию фаллоса и мужского статуса, с ним связанного. Основание скульптуры читается и как женская грудь, и мужские семенники, и округлые начала женских бедер, ограничивающих женскую промежность. Соединение противоположностей и в омраченном сексуальном мужском веселье — возбужденный член поднялся лишь для того, чтобы быть повешенным на металлический крюк подобно мясной туше, готовой к нарезанию ломтями. В 1974 году Буржуа создает свою первую инсталляцию, открывшую новый этап в ее творческой биографии. В работе «Разрушение Отца» в сложной пластической форме она реализует тягостные воспоминания, живущие в подсознании инстинкты, вызванные возникшими в детстве конфликтными отношениями с отцом. Инсталляция представляет собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски настоящего ягненка, купленные в мясной лавке). Символом позднего творчества Луиз Буржуа стала инсталляция «Паук», как образец совершенной, созданной природой рациональной и выразительной конструкции. Паук ассоциируется у нее с матерью, "уравновешенной, умной, терпеливой, рассудительной, утонченной, проницательной, незаменимой, аккуратной и полезной, как паук», с ее трудолюбием и искусным мастерством ткача — реставратора шпалер. Одна из самых больших скульптур на эту тему так и называется — «Мама». Монументальная пластическая форма, отлитая из бронзы, ее геометрическая простота и лаконичность демонстрируют удивительное чувство гармонической уравновешенности, свойственное искусству Буржуа. «Я делаю, я уничтожаю, я переделываю» - так называлась первая большая выставка Луиз Буржуа в лондонской галерее «Tate Modern», прошедшая в 2000 году. Именно этой экспозицией Государственный национальный музей заявил о своем существовании, а Буржуа стала первым художником, представленным в новом бастионе contemporary art. Выставка имела огромный успех, и выбор мастера не случаен, ведь творчество Луиз Буржуа, по сути, является антологией современного искусства. Луиз Буржуа скончалась 31 мая 2010 года в Нью-Йорке на 99 году жизни после сердечного приступа.

Теги других блогов: искусство скульптура художники